Президент предостерег от «создания каких-то монстров, которые задушат конкуренцию».
Эта фраза в данном случае является ключевой. Дело в том, что реформа отрасли в начале этого года была фактически остановлена: РЖД и Минэкономразвития не могли согласовать базовые документы. «Первоначально планировалось создание одной грузовой компании (дочернего предприятия РЖД), которое должно привлечь от $2 до $4 млрд», – отметил Якунин после окончания заседания. Действительно, в РЖД вначале хотели выделить лишь одну дочку, но затем пришлось уступить. Разведение пассажирских и грузовых перевозок в рамках РЖД является ядром реформы монополии. «Пассажирские перевозки являются убыточными, но в то же время несут социально значимую нагрузку, поэтому их частично должно субсидировать государство, – считает начальник отдела аналитики ИГ «ВИКА» Алексей Павлов. – Грузовые перевозки – достаточно прибыльный бизнес». Именно поэтому «Грузовую компанию» планируется вывести на IPO либо продать стратегическому инвестору, сохранив государственный контроль. Вырученные же средства компания намерена инвестировать в модернизацию подвижного состава, сетевой инфраструктуры, дорожного полотна и др. Это, по мнению аналитика, должно привести к снижению издержек и повышению эффективности работы монополии.
«Нужно уже сейчас заложить условия для нормальной конкуренции в различных сферах железнодорожного бизнеса, прежде всего в перевозочной деятельности, предоставлении локомотивной тяги, а также в ремонтных услугах на равных условиях», – считает президент. Это будет способствовать привлечению значительных инвестиционных ресурсов, необходимых для развития. По мнению президента, необходимо увязать развитие железных дорог со смежными отраслями, а также транспортным машиностроением.
Нынешнее совещание фактически ставит точку в определении концепции реформы. Судя по всему, она будет компромиссной.
РЖД пришлось уступить и начать «делиться» более активно.
Железнодорожная отрасль России
17 железных дорог действуют по России в настоящее время. В общей транспортной системе на долю железнодорожных магистралей приходится...
Однако и сторонникам более серьезных изменений сейчас придется замолчать. «В отрасли сформировались необходимые предпосылки для завершения структурной реформы, начатой государством шесть лет назад», – считает президент. Это значит, что в предвыборный год власть решила завершить реформу всех естественных монополий. Главную компанию страны «Газпром» никто делить и не собирался, но рынок газа становится все более либеральным. Реформа РАО ЕЭС в ближайшее время будет завершена, и энергохолдинг должен прекратить свое существование. Сейчас ставится точка и в реформе РЖД.
Внимание президента к отрасли связан, по мнению начальника аналитического отдела ИК «ВИКА» Алексея Павлова, с влиянием ее недостатков на развитие всей экономики:
«Одной из основных проблем дальнейшего развития отечественной экономики является инфраструктурный дефицит – это касается как энергетики, так и дорог, в том числе железных».
А в связи с тем что после длительных споров ведомства пришли к единому мнению по схеме реформирования РЖД, аналитик ИК «ВИКА» видит в словах президента призыв к скорейшему согласованию оставшихся мелких деталей.
Реализация хотя бы части обсужденных мероприятий даст железнодорожной отрасли импульс для развития. По мнению руководителя отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, в таком случае «появляется возможность избежать главного риска нынешнего состояния железнодорожного транспорта – стать уже в краткосрочной перспективе барьером развития национальной экономики». Железнодорожный транспорт должен развиваться темпами, опережающими развитие экономики страны. При сохранении существующих недостаточных темпов развития аналитик ИПЕМ видит опасность, что через 3-5 лет станет невозможно удовлетворить все транспортные потребности экономики.